Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225
Мировая практика знает набор широко признанных и отлично себя зарекомендовавших показателей энергоэффективности. Они широко используются на протяжении десятилетий, причем существует несколько систем международного сопоставления таких индикаторов. Однако разработчики Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» по каким-то причинам этот богатый опыт проигнорировали и придумали свой, очень неудачный, набор показателей, подробный анализ которого приведен ниже.
Статистический мониторинг большей части показателей, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации №1225, по имеющимся формам государственной статистической отчетности не ведется, поэтому их базовые значения за 2007-2009 гг. оценены быть не могут, как не могут быть оценены и целевые значения этих показателей до 2020 г.
Эта ситуация приводит к тому, что разработанные региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности формально не могут полностью соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225. Такое соответствие станет возможным лишь по мере внесения необходимых изменений в формы государственной статистической отчетности и в системы ведомственного учета для той части индикаторов, которая по причине отсутствия данных не могла быть оценена в период разработки программ, или, что более разумно, по мере пересмотра перечня показателей данного Постановления. Третий вариант – регионы или муниципальные образования «нарисуют» показатели, проверить достоверность которых невозможно по причине отсутствия статистики. Ниже подробно разобраны проблемы с оценкой всех показателей Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 1225. Все показатели Постановления № 1225 были оценены в долгосрочной областной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года». Поэтому на примере данных этой программы будут даны некоторые комментарии.
Группа общих целевых показателей Постановления № 1225 полностью игнорирует индикаторы повышения энергоэффективности в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, на транспорте, а также потребление жидкого топлива, угля и прочих видов твердого топлива.
Согласно логике этой группы показателей для негазифицированных регионов, все потребление энергии сводится только к потреблению электроэнергии и тепловой энергии. В перечне нет даже такого показателя как электроемкость ВРП. Перечень целевых показателей в жилищном фонде не дает данных о суммарном потреблении энергии на 1 м 2 , не учитывает потребление сжиженного газа, угля, дров и прочих видов твердого топлива, не учитывает использования возобновляемых источников энергии, не дает сведений об эффективности бытовых электроприборов, не дает данных о параметрах энергоэффективности для новых зданий, при том что все эти индикаторы годами используются в России и за рубежом для оценки эффективности использования энергии и воды в жилищном секторе.
Таблица 4.1. Анализ проблем с оценкой всех показателей Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации №1225
Поскольку речь идет об общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации, то они должны учитываться.
Было бы корректнее просто оценивать долю отпуска тепловой энергии по приборам учета без формулировки «в части многоквартирных домов – с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета», которая только сбивает с толку.
Þ Отсутствие четкой и корректной методики оценки экономии ресурса в натуральном выражении. Непонятно: это экономия за счет только мер программы, или за счет всех факторов?
Þ Отсутствие четкой и корректной методики оценки экономии ресурса в стоимостном выражении.
В проекте «Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» эти проблемы решаются с грубыми методическими ошибками (см. ниже комментарии к проекту «Методики» — Приложение 2).
Неясно, как оценивать экономию в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, на транспорте.
Неясно также, почему не важна экономия жидкого топлива и угля? Их в перечне индикаторов нет.
Создается впечатление, что авторы Постановления не знают, что во многих бюджетных организациях еще есть котельные, работающие на жидком топливе, дровах или угле. Все эти энергоресурсы в расчетах индикаторов по бюджетной сфере в расчет не принимаются.
Чтобы быть более информативным, показатель должен корректироваться на градусосутки отопительного периода.
Для определения этого показателя для субъекта Российской Федерации необходимо, чтобы была создана база данных как по потреблению воды, так и по числу потребителей. Ее еще нет. На ее создание в целом по субъекту Российской Федерации потребуется время. Нужно, чтобы она сначала была создана во всех муниципальных образованиях.
Статистика здесь может помочь очень мало. Данные статистики о численности учащихся или больных не разбиваются по объектам, имеющим и не имеющим приборов учета воды.
Статистика не дает разбивку числа получателей бюджетных услуг по принципу наличия приборов учета.
Вода не является энергетическим ресурсом – должна ли она учитываться?
Как определяются сопоставимые условия?
При росте доли самофинансирования организаций социальной сферы как точно определить бюджетное учреждение и как разделить расходы на обеспечение энергетическими ресурсами между собственными средствами бюджетного учреждения и бюджетными средствами?
Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.
Совершенно непонятно, что дают три первых индикатора. Достаточно было бы одного — доля объемов электрической энергии, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета.
Второй показатель непонятен. Потребление электроэнергии в жилом доме равно сумме потребления абонентов – квартир, потребления нежилыми абонентами, размещенными в жилом доме, потребления на цели лифтового хозяйства, тепловых пунктов, внутреннего и дворового освещения. При этом на доме, как правило, нет одного-единственного прибора учета, их несколько десятков или даже сотен. Приборы учета для потребления на цели лифтового хозяйства, тепловых пунктов и внутреннего и дворового освещения являются общедомовыми. Речь идет о них? Тогда что делать с показаниями индивидуальных приборов учета? Они должны добавляться. Или речь идет о приборах учета на весь дом и на все нужды? Таких единицы. Тогда ТСЖ или УК должна расплачиваться по общедомовому прибору учета с энергосбытом, а домохозяйства должны перестать быть его абонентами.
Теплоснабжающие организации не имеют форм статистической отчетности, определяющих необходимость выделения многоквартирных домов. Такое выделение может быть сделано, но это потребует специальной обработки баз данных по всем абонентам в жилищном секторе. На это уйдет время.
Неясно, что делать с потреблением воды нежилыми помещениями и на общедомовые нужды в МКД. Как их учитывать? Показатель не определяет, что речь идет о потреблении воды на цели жилищного сектора.
Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.
Форм статистической отчетности, по которым теплоснабжающие организации или расчетные центры обязаны таким образом систематизировать данные, еще нет.
Показатель не требует коррекции на качество теплоснабжения (учет «недотопов» и «перетопов»). При «недотопах» удельный расход тепловой энергии может снизиться, а вот удельный расход электроэнергии – вырасти. Не производится также коррекция на градусосутки отопительного периода. СНиПы и ТСН во многих регионах регулируют удельный расход тепловой энергии на 1 м 2 на градусосутки отопительного периода. Это делает сопоставимыми показатели разных климатических зон.
Расход тепловой энергии осуществляется на цели отопления, горячего водоснабжения и – реже – вентиляции. Поскольку показатель не уточняет этого, то в домах с разным уровнем благоустройства будут оцениваться несопоставимые показатели. Рост доли обеспеченности горячим водоснабжением может привести к росту показателя. Удельный показатель в большой степени зависит от этажности жилого фонда.
Рост доли малоэтажной застройки приведет к росту удельного расхода тепловой энергии. Требуется четкое определение многоквартирного дома.
На нижних этажах жилых зданий в нежилых помещениях часто расположены различные организации. Показатель не уточняет, как это потребление должно учитываться. Потребление в нежилых помещениях, как правило, оценивается расчетным способом по тепловым нагрузкам. Тогда потребление жилыми помещениями будет равно разнице показаний приборов учета и объемов, выставленных по счетам для нежилых помещений.
Данные могут быть получены только на основе баз данных (БД) теплоснабжающих организаций, расчетных центров или электронных БД мониторинга потребления энергии и воды всеми зданиями муниципального образования. Средний по городу показатель получается как средневзвешенный по площади жилых домов. Данные в теплоснабжающих организациях организованы по уровням нагрузки, а при наличии горячей воды – по числу пользователей. В этих БД, как правило, нет данных по площади зданий, тем более с выделением нежилых помещений. Для этих целей можно будет использовать только данные расчетных центров после перехода на оплату тепла по приборам учета. Во многих городах этот переход еще не осуществлен. Кардинальным решением этой проблемы является создание специальных электронных баз данных для мониторинга потребления энергии и воды жилыми зданиями. Многие города приступили к их формированию, но в завершенном виде они существуют только в отдельных городах. Требуется сбор данных о площадях. Это требует времени. Данные по субъекту Российской Федерации появятся только после того, как такую работу закончат все муниципальные образования.
Как относиться к ситуации, когда в многоквартирном доме у всех есть индивидуальные приборы учета, но нет коллективного (общедомового) прибора?
Почему расход воды определяется не на 1 человека, а на 1 м 2 ? Самый низкий показатель будет в малозаселенных новых домах. В бюджетной сфере удельный расход определяется в расчете на 1 человека.
См. замечания выше по поводу отсутствия данных у ресурсоснабжающих организаций о площадях жилых зданий и о потреблении ресурсов в многоквартирных домах.
Расчетными способами определяется потребление электроэнергии в основном в сельской местности, в военных городках и т.п.
Топливная экономичность легковых автомобилей и грузовиков авторов Постановления не интересует.
Почему речь идет только об общественном транспорте с регулируемыми тарифами? А остальные транспортные средства нас не интересуют?
Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>
Башмаков И.А., Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225
Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №9, 2010 г, , www.ntsn.ru
- Тема: Энергосбережение
- скачать архив.zip (39 кБт)
- Распечатать статью
- Обсудить статью в форуме
- Оставить комментарий
- Тематические метки (теги)
Оставить комментарий
Чтобы комментировать материал — пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь ( регистрация БЕСПЛАТНО!)
Тематические закладки (теги)
Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.
Чтобы добавить свои теги — пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь ( регистрация БЕСПЛАТНО!)
Похожие статьи:
Промывка отопительных систем — повышение их эксплуатационной надежности
Энергосбережение (точка зрения)
Статьи по темам:
- Источники тепловой энергии
- Тепловые сети
- Водоподготовка
- Когенерация
- Децентрализованное теплоснабжение
- Теплопотребление и тепловые пункты
- Учет энергоносителей
- Нетрадиционные и новые источники тепловой энергии
- Общестроительные материалы
- Энергосбережение
- Энергоаудит
- Юбилейная дата и публицистика
- Экономика и управление
- Охрана труда и промышленная безопасность
- Аналитические материалы. Состояние теплоснабжения в РФ
- Аналитические материалы. Проект ПРООН RUS/96/G31
- Аналитические материалы. Доклады участников Общероссийского совещания по проблемам теплоснабжения,2003 г.
- Обзор научно-технических изданий и материалы НТС
- НП «Российское теплоснабжение»
- Централизованное теплоснабжение
- Правовое регулирование
- Новые технологии
- Обмен опытом
Свежий номер журнала НТ
Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Возрастная категория Интернет-сайта «18+»
© РосТепло.ru — Информационная система по теплоснабжению, 2003-2023
О проекте | Карта портала | Реклама на РосТепло.ru | Согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных
Новости теплоэнергетики коротко-оперативно!
Регистрация на РосТепло.ru
Регистрация на портале РосТепло.ru позволит Вам:
- — получать бесплатно журнал «Новости теплоснабжения» в электронном виде;
- — регулярно получать актуальные новости теплоэнергетики
- — общаться с коллегами на форуме;
- — комментировать материалы;
- — просматривать разделы и материалы только для зарегистрированных пользователей.
Источник https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2338